Счетная палата указала на недостатки госпрограмм в ДФО

Press center
December 26, 2019
645 views
1 share
Share

Дальневосточный федеральный округ (ДФО) должен стать лидером по темпам социально-экономического развития к 2025 году — такую общенациональную задачу поставил Президент в 2018 году. За это время регион вышел на опережающие темпы по некоторым показателям.

My default image

В ДФО отмечается рост промпроизводства и реальных начисленных зарплат. Минвостокразвития сопровождает и поддерживает более 2 тыс. инвестпроектов в федеральном округе. Объем заявленных по ним инвестиций превышает 4 трлн рублей, планируется создать более 160 тыс. новых рабочих мест.

Наряду с мерами по стимулированию экономического роста особое внимание Минвостокразвития уделяет вопросам развития социальной инфраструктуры центров роста. В планах Министерства к 2021 году построить, провести реконструкцию и модернизацию свыше 700 объектов соцназначения (больницы, детсады, школы, спортплощадки и другие социально значимые объекты) на территории ДФО.

«Вместе с тем мы выявили системные недостатки, которые препятствуют решению общенациональной задачи выхода всех дальневосточных регионов на уровень выше среднего по России по ключевым показателям и по качеству жизни людей, поставленной Президентом России», - сообщила аудитор Светлана Орлова, выступая на Коллегии с итогами оценки* выполнения госпрограмм, реализуемых на территории ДФО.

Счетная палата выявила, что ответственные за организацию управления развитием ДФО ведомства (Минэкономразвития и Минвостокразвития) и регионы Дальнего Востока не в полном объеме сформировали систему стратегического планирования. В стратегических документах «верхнего уровня» они не установили этапы и сроки выхода ДФО на опережающие темпы развития, не определили механизмы сокращения существующего разрыва в социально-экономических показателях.

«Кроме того, Правительство не утвердило новую стратегию социально-экономического развития ДФО. Минэкономразвития должно было завершить ее разработку в декабре 2018 года. А «Нацпрограмма Дальнего Востока», над которой работает Минвостокразвития, пока не входит в состав документов стратпланирования. Это, - как отметила Светлана Орлова, - не позволяет выйти на новое качество управления развитием макрорегиона».

На развитие Дальнего Востока направлены одноименная госпрограмма и 28 «отраслевых», в которых разрабатываются «дальневосточные спецразделы». Утвержденное финансирование всех 29 госпрограмм в 2018 - 2021 годы составит 2,3 трлн рублей, из них 1,3 трлн рублей – это федеральные средства. При этом показатели «спецразделов» лишь опосредованно влияют на экономическую обстановку и качество жизни в ДФО.

«Госпрограмма «Развитие здравоохранения» не устанавливает цели и показатели деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования в ДФО, объем его расходов по макрорегиону не отражен. При этом вопросы эффективного использования расходов на страховые взносы ФОМС неработающего населения имеют существенное значение для отдельных регионов Дальнего Востока. Поскольку на рынке труда Республики Бурятия, Забайкальского края и Еврейской автономной области сохраняется напряженная ситуация. Там доля средств на медстрахование неработающего населения составляет 10-12% расходов их консолидированных бюджетов», - привела пример аудитор.

Задача Президента России по субсидированию в ДФО ставок по ипотеке до 2% с 2019 года, как отметила Светлана Орлова, пока решается в рамках непрограммных расходов без увязки с достижением целей какой-либо из госпрограмм.

Повышение качества жизни в ДФО непосредственно связано с достижением в макрорегионе национальных целей развития страны. Однако отраслевые и территориальные разрезы планов по достижению национальных целей еще не согласованы. По данным Минвостокразвития в национальных (федеральных) проектах 48 из 174 ключевых показателей для субъектов Дальнего Востока уже заложены со значительным отставанием от среднероссийского уровня, планируемого к 2024 году.

Аудитор также подчеркнула, что госпрограммы не позволили сформировать достаточную для интенсивного освоения Дальнего Востока инфраструктуру. Так, например, большинство пунктов пропуска через госграницу не отвечают современным требованиям. Это при росте экспорта с территории ДФО не позволяет реализовывать существующий потенциал приграничных регионов.

«Все озвученные факторы вместе сильно влияют на динамику инвестиций в ДФО. С 2018 года динамика инвестиций в ДФО была даже чуть ниже среднероссийской. Также мы отмечаем риски срыва выполнения к 2025 году поручения Президента России по выходу регионов Дальнего Востока на опережающие показатели соцразвития, поскольку концентрация инвестиций в сферы образования, здравоохранения и соцуслуг в ДФО по итогам 2018 года была ниже среднероссийской», - резюмировала она.

В Минвостокразвития с выводами Счетной палаты согласны. О том, как ведомство собирается исправить выявленные недостатки рассказал на Коллегии Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов.

«Нам предстоит серьезная работа по созданию системы целевых показателей для дальневосточных разделов в отраслевых госпрограммах. Установить так называемые KPI для федеральных министерств и ведомств по Дальнему Востоку. По стратегическому планированию: мы по поручению Президента разработали аналитическую программу территориального развития ДФО на перспективу до 2035 года. Она обеспечит взаимосвязь реализуемых госпрограмм и нацпроектов нашей страны по территориальному принципу», - сообщил он.

Справочная информация:

*«Оценка выполнения государственных программ Российской Федерации, реализуемых на территории Дальневосточного федерального округа в целях комплексного решения и всестороннего обеспечения задач опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока, а также влияния на социально-экономическое развитие и исполнение бюджетов Хабаровского края и Еврейской автономной области реализации указанных государственных программ Российской Федерации (с учетом результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Счетной палатой Российской Федерации и контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа) в 2017–2018 годах и истекшем периоде 2019 года»